Ревизия расчетных операций
Задачи и источники ревизии расчетных операций
Обязательства возникают по разным причинам и первую очередь при приобретении товарно-материальных ценностей, основных средств и прочих активов перед поставщиками, при осуществлении процесса производства перед работниками, перед покупателями и заказчиками, перед бюджетом, перед банками по полученным кредитам. Факты возникновения обязательств и их погашения представляют собой расчетные отношения.
Цель ревизии расчетных операций − оценка правильности организации учета расчетов на предприятиях и в организациях, подтверждение законности образования различных видов дебиторской и кредиторской задолженности, ее достоверности и реальности погашения.
Задачи ревизии:
− определение законности, целесообразности и реальности возникновения и осуществления расчетных операций;
− установление состояния соблюдения и путей дальнейшего укрепления расчетно-платежной дисциплины;
− повышение эффективности использования собственных и заемных денежных средств.
Источниками контрольных данных для проведения ревизии служат записи по соответствующим счетам бухгалтерского учета (60, 62, 71, 76), первичные документы (накладные, счета-фактуры) и учетные регистры, книги покупок и продаж, а также договоры и бизнес-планы, налоговые декларации, бухгалтерская отчетность, положение об учетной политике, акты инвентаризации расчетов, протоколы о зачете взаимных требований и иные документы.
11.2 Ревизия расчетов с покупателями и заказчиками
Основными источниками информации для контроля расчетных отношений за товарными операциями служат первичные документы по учету расчетов с покупателями и заказчиками.
В ходе проверки должны быть решены следующие задачи:
− проверка правильности оформления первичных документов по поставке товаров и оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности;
− подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности;
− оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных претензий;
− обоснованность выделения НДС.
При проверке расчетов с покупателями и заказчиками устанавливают, заключены ли договоры поставки продукции, правильно ли исчисляются суммы (с учетом сроков реализации, качества продукции и других факторов), причитающиеся организации за принятую покупателем продукцию, а также проверяют реальность задолженности покупателей, числящейся по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Важным вопросом является проверка полноты и своевременности расчетов покупателей за принятую ими продукцию. Ревизору проверку состояния расчетов целесообразно начинать с анализа материалов инвентаризации расчетов. Инвентаризация расчетов состоит в выявлении фактических остатков сумм на счетах.
В процессе инвентаризации необходимо установить:
− тождественность расчетов с банками, подразделениями организации, состоящими на отдельных балансах, с налоговыми органами;
− правильность и обоснованность числящихся на балансах сумм задолженностей по недостаткам и хищениям, и меры, принятые по взысканию этой задолженности;
− правильность и обоснованность числящихся на балансе сумм дебиторской задолженности, а также предъявлены ли иски на взыскание в принудительном порядке дебиторской задолженности.
Особое внимание ревизор уделяет случаям утаивание на счетах дебиторов недостатков и краж, порчи и брака товаров, отнесения дебиторской задолженности на другие статьи баланса.
Результаты инвентаризации расчетов оформляются актом.
Инвентаризация расчетов с иногородними покупателями производится высылкой копии карточки аналитического учета расчетов. Здесь должно соблюдаться правило: выписки высылают организации-кредиторы организациям-дебиторам. Данную выписку после проверки и внесения необходимых исправлений, подписи и заверения печатью организация-дебитор возвращает организации-кредитору в течение 10 дней со дня получения. Если покупатели не являются иногородними, при проведении инвентаризации расчетов составляется акт взаимовыверки расчетов.
В тех случаях, когда по отдельным покупателям проверка выявила устойчивую задолженность, т.е. обоснованность устанавливается по данным первичных документов (счетов, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных), отражающих ее возникновение, и акту взаимной сверки расчетов выясняются причины, препятствующие своевременному проведению расчетов покупателя с проверяемой организацией, устанавливаются виновные лица.
По акту инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками необходимо исследовать задолженность, числящуюся на балансе в целом и по отдельным должникам, в том числе подтвержденную и не подтвержденную ими, а также выявленную в качестве просроченной. По справке к акту инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками, составленной бухгалтерией проверяемой организации, устанавливают: за что и когда образовалась эта задолженность, а также является ли она реальной.
В случае выявления безнадежной задолженности, в иске относительно которой суд отказал, следует выяснить мотивы отказа и обоснованность иска.
При расчетах с покупателями и заказчиками ревизор должен проверить правильность формирования отпускной цены.
В заключение контроля расчетов с покупателями и заказчиками проверяется соблюдение действующей корреспонденции счетов бухгалтерского учета, что позволяет не только выявить ошибки в учетном отражении расчетных операций, но и вскрыть факты умышленного искажения учетных данных с целью сокрытия допущенных злоупотреблений.