Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Контроль и ревизия в бюджетном учреждении: проверки ФНС - продолжение

Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию для проведения налоговой проверки


Порядок доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента раскрыт в ст. 91 НК РФ.

Доступ имеют должностные лица налогового органа, непосредственно проводящие налоговую проверку. При этом они обязаны предъявить служебные удостоверения и решение руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной проверки данного налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента (п. 1 ст. 91 НК РФ).

При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых помещений) руководитель проверяющей группы (бригады) составляет акт, подписываемый им и проверяемым лицом (п. 3 ст. 91 НК РФ). В случае отказа проверяемого лица подписать данный акт в нем делается соответствующая запись. Форма акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица утверждена Приказом ФНС РФ N ММ-3-06/106@ (приложение 3).

Проверяемым лицам следует помнить, что при наличии указанного акта налоговый орган вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате. При этом налоговый орган будет исчислять сумму налога исходя из имеющихся у него данных о проверяемом лице или по аналогии с другими налогоплательщиками.

Осмотр помещения при проведении налоговой проверки


Такое мероприятие налогового контроля, как осмотр, упоминается в нескольких нормах Налогового кодекса:

- в пункте 13 ст. 89: при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также осуществлять осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 НК РФ;

- в пункте 2 ст. 91: должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом;

- в статье 92 "Осмотр".

В пункте 1 ст. 92 НК РФ сказано: осмотр территорий и помещений, документов и предметов вправе производить должностное лицо налогового органа, проводящее выездную проверку. При этом в п. 2 данной статьи отмечено, что осмотр документов и предметов может производиться вне рамок выездной проверки, но только в двух случаях:

- документы и предметы получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля;

- владелец предметов дал согласие на проведение их осмотра.

Целью любого осмотра является выяснение обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки.

О производстве осмотра составляется протокол (п. 5 ст. 92 НК РФ). Форма протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов утверждена Приказом ФНС РФ N ММ-3-06/338@ (приложение 5).

Обратите внимание: общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля, приведены в ст. 99 НК РФ. Протокол осмотра является недопустимым доказательством в случае, когда при проведении осмотра налоговым органом допущены существенные нарушения требований, предусмотренных ст. 99 НК РФ. К таким нарушениям можно отнести, например, отсутствие подписей понятых, подписание протокола руководителем проверяемой организации только при получении данного протокола (Постановление ФАС ПО от 29.04.2010 N А55-24271/2009).

Одной из особенностей проведения осмотра является присутствие понятых (п. 3 ст. 92 НК РФ). Протоколы осмотра, составленные с нарушением требований п. 3 ст. 92 НК РФ (отсутствие понятых), не могут быть приняты во внимание судом (Постановление ФАС ВВО от 15.07.2009 N А17-5639/2008).

К сведению: порядок участия понятых в осуществлении мероприятий налогового контроля описан в ст. 98 НК РФ.

В проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.

В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или осуществляются другие действия.

На основании анализа сложившейся арбитражной практики можно выделить несколько обстоятельств, при наличии которых судьи признают протокол осмотра недопустимым доказательством:

- осмотр проведен в рамках камеральной налоговой проверки. Арбитры указывают, что согласно ст. 92 НК РФ осмотр территорий, помещений налогоплательщика может быть произведен в ходе выездной налоговой проверки должностным лицом, осуществляющим налоговую проверку.

Таким образом, протокол осмотра, осуществленного вне рамок выездной налоговой проверки, не может быть принят судом в качестве доказательства события совершенного налогоплательщиком правонарушения, поскольку в силу ч. 3 ст. 64 и ст. 68 АПК РФ является недопустимым доказательством (постановления ФАС ПО от 29.04.2010 N А55-24271/2009, ФАС ЦО от 14.10.2009 N А54-2388/2008СЗ, ФАС УО от 25.01.2010 N Ф09-11201/09-СЗ);

- протокол осмотра составлен в отсутствие законного представителя организации (Постановление ФАС ЦО от 14.10.2009 N А54-2388/2008СЗ);

- неверно указана дата составления протокола осмотра. Так, например, судьи ФАС ПО отметили в качестве нарушения дату составления протокола - с 10 по 20 октября 2008 года. Причем осмотр был начат в 10 час. 00 мин, закончен в 17 час. 00 мин. Таким образом, из текста протокола усматривается, что осмотр документов проводился налоговым органом круглосуточно 10 дней подряд (Постановление от 25.01.2010 N А12-7640/2009);

- в протоколе осмотра не указано, какие специальные технические средства применялись в ходе осмотра (Постановление ФАС ПО от 25.01.2010 N А12-7640/2009);

- осмотр документов производился налоговым органом не на территории налогоплательщика, а, как усматривается из текста протокола, в ГУВД, при этом в протоколе не указано, каким образом документы налогоплательщика оказались в ГУВД (Постановление ФАС ПО от 25.01.2010 N А12-7640/2009);

- в протоколе осмотра отсутствуют ссылки на реквизиты документов, являвшихся предметом осмотра, имеются ссылки лишь на наименования документов (книги продаж, товарные накладные и счета-фактуры) и количество листов в каждой из осмотренных папок (Постановление ФАС ПО от 25.01.2010 N А12-7640/2009);

- уведомление о проведении осмотра было вручено представителю налогоплательщика после начала осмотра документов, что свидетельствует о нарушении прав налогоплательщика на защиту в связи с ненадлежащим извещением о времени проведения осмотра (Постановление ФАС ПО от 25.01.2010 N А12-7640/2009);

- осмотр проведен сотрудниками ОВД без участия налоговых органов. Материалы, полученные налоговыми органами от органов внутренних дел, являются лишь основанием для проведения мероприятий налогового контроля (Постановление ФАС ПО от 27.08.2009 N А72-947/08).

Обратите внимание: Федеральным законом N 229-ФЗ в КоАП РФ введена ст. 19.7.6 "Незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка".

Согласно данной статье незаконный отказ в доступе, а равно незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 000 руб.