Управленческий анализ в торговле
Сущность и цель управленческого анализа
Создание рыночной системы с ее жесткими требованиями к конечным результатам, дифференциация интересов пользователей бухгалтерской информации, преобразования в бухгалтерском учете делают правомерным в рамках единой системы бухгалтерского учета и экономического анализа выделение функциональных уровней: управленческого (производственного) и финансового учета и анализа.
Развивающаяся теория и практика отечественного управленческого учета, ее сближение с зарубежным учетом вызывают необходимость пересмотра традиционных представлений и подходов к системе управленческого учета и экономического управленческого анализа. Выделение самостоятельного управленческого учета и анализа позволяет более четко управлять ресурсами и затратами, ориентируя их на конечные результаты: объем продукции, прибыль, маржу.
Управленческий учет и анализ призваны решать вопросы формирования затрат, эффективности использования ресурсов, а также производства и реализации продукции, однако каждый из них направлен на конечный результат только в пределах своих объектов решений. То есть управленческий анализ сопровождает управленческий учет, базируется на его информации, обеспечивая принятие управленческих решений. Это дает возможность при общности целей углубить рассмотрение частных вопросов и способствует более эффективному управлению предприятием в условиях рынка.
Систему целей управленческого анализа можно представить следующим образом:
1) оценка места предприятия на рынке данного товара: определение организационно-технических возможностей предприятия;
2) выявление конкурентоспособности продукции, емкости рынка;
3) анализ ресурсных возможностей увеличения объема производства и продаж за счет лучшего использования основных факторов производства: средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов;
4) оценка возможных результатов производства и реализации продукции и путей ускорения этих процессов.
5) принятие решений по ассортименту и качеству продукции, запуску в производство новых ее образцов;
6) выработка стратегии управления затратами на производство щ отклонениям, по центрам затрат, центрам ответственности;
7) определение политики ценообразования;
8) анализ взаимосвязи объема продаж, затрат и прибыли с целью управления безубыточностью производства.
Основными задачами управленческого анализа являются:
• оценка хозяйственной ситуации;
• выявление положительных и отрицательных факторов и причин действующего состояния;
• подготовка принимаемых управленческих решений;
• выявление и мобилизация резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.
Таким образом, от правильности и результативности внутренней управленческого учета и анализа зависит основной результат — прибыль, которая затем становится объектом финансового (внешнего) анализа. В этом единство целей, но различие объектов управленческого и финансового учета и анализа. Каждый из них решает свою задачу единой стратегии бухгалтерского учета и анализа на предприятии.