Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Виды и условия международных торговых договоров

Виды и условия международных торговых договоров


В международной практике морских перевозок действует ряд традиционных условий поставки товаров. В них оговариваются и вопросы страхования грузов.

Эти условия обозначены аббревиатурами СИФ, КАФ, ФОБ и ФАС.

Сделка СИФ получила свое название от начальных букв английских слов: стоимость товара, страхование и фрахт (cost, insurance, freight). Это особый вид контракта, в котором на специальных основаниях решаются вопросы купли – продажи: момент перехода на покупателя риска случайной гибели, повреждения или передачи товара, добросовестного действия продавца, порядок расчетов и другие вопросы.

При продаже товаров на условиях СИФ экспортер обеспечивает дополнительный приток иностранной валюты в страну, так как в цену на продаваемый товар включена стоимость фрахта и страхования. Сделка на условиях СИФ выгодна для российских экспортеров, так как после погрузки товара на борт судна он становится собственностью покупателя.

По условиям СИФ продавец доставляет груз в порт. Грузит, зафрахтовывает и оплачивает фрахт, страхует груз и высылает документы покупателю. Покупатель, имея документы, может распоряжаться грузом до его прибытия. Сделки СИФ широко используются в международной практике, и проходит ее совершенствование в вопросах толкования с соответствующей выработкой рекомендаций и созданием уточняющей документации, специфичных для отдельных стран, видов перевозимых товаров, типовых запродажных контрактов и другое.

Рассматривается вопрос установления единых правил и единого толкования по некоторым понятиям и терминам.

Сделки КАФ получили свое название от начальных букв английских слов: стоимость и фрахт (cost and freight).

По сделке КАФ продавец должен заключить за свой счет договор морской перевозки до места назначения, указанного в контракте, и доставить груз на борт судна, отправив его, получить за свой счет коносамент и другие документы, выдаваемые в стране отправления (свидетельство о происхождении товара, сертификаты качества и т.д.), обеспечить таможенную очистку товара на вывоз, сообщить об этом покупателю и своевременно направить ему указанные документы.

Обязанность страхования лежит на покупателе.

Сделки ФОБ получили свое название от английского выражения «свободно на борту» (free on board). По условиям этого вида сделок продавец обязан погрузить товар на борт судна, которое должен зафрахтовать покупатель. Он же должен застраховать товар на время перевозки, обычно от внутреннего пункта до порта погрузки и далее до конечного пункта назначения.

При импорте товаров российская сторона должна быть заинтересована в закупке товара на условиях сделки ФОБ, по которой исключается оплата услуг иностранного экспортера по перевозке и страхованию товара, тем самым устраняется утечка валюты за рубеж.

Сделки ФАС – от английского выражения «свободно вдоль борта или свободно вдоль борта судна» (free alongside ship).

Содержание сделок на условиях ФАС аналогично условиям ФОБ, с той разницей, что по условиям сделки ФОБ продавец обязан погрузить груз на судно, и товар переходит на риск покупателя с момента пересечения борта судна, а по сделке ФАС продавец доставляет груз на причал к борту судна, и дальнейшая ответственность за груз с него снимается.

Наиболее развито морское страхование судов и грузов в корпорации Ллойд. Но Ллойд не одинок. Морским страхованием занимается подавляющее большинство зарубежных транснациональных страховых компаний (см. таблица 2).

Таблица 2 - Сравнительная таблица международных торговых договоров и договоров перевозки грузов


Номер п/п

Наименование проводимых работ (действий) участниками торговых сделок

СИФ

КАФ

ФОБ

ФАС

1

2

3

4

5

6

1

Продавец продает товар покупателю

+

+

+

+

2

Продавец доставляет товар к судну

+

+

+

+

3

Продавец фрахтует судно до места назначения перевозимого груза

+

+

-

-

4

Продавец оплачивает фрахт

+

+

-

-

5

Продавец доставляет груз на борт судна

+

+

+

-

6

Покупатель фрахтует судно

-

-

+

+

7

Продавец страхует груз до места назначения

+

-

-

-

8

Покупатель страхует груз до места назначения

-

+

+

+

9

Ответственность продавца

9.1 перевозимого груза до сдачи его покупателю (до порта назначения)

+

-

-

-

9.2 до погрузки и на момент погрузки груза на судно

+

+

+

-

9.3 до погрузки груза на борт

-

-

-

+

10

Ответственность покупателя

10.1 с момента принятия груза в порту назначения

-

-

+

+

1

2

3

4

5

6

10.2 с момента окончания загрузки судна в порту отправления

-

+

+

+

10.3 с момента доставки груза продавцом на причал

-

-

-

+

В России среди лидеров морского страхования, в т.ч. экспертно-импортного страхования грузов, выступают универсальные компании «Ингосстрах», «РОСНО», ВЕСтА, ВСК и некоторые другие.

В страховании грузов, связанных с нефтью и продуктами ее переработки, специализируются компании «ЮКОС-Гарант» и «Лукойл», риски по грузам РАО «Норильский никель» страхует компания «Интеррос-Согласие», а комбината «Северсталь» - «Шексна». На грузах военного характера специализируются компании «Жива» и «Русский страховой центр».