Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Государственная служба в системе государственного управления

Государственная служба в системе государственного управления.

Организация и управление государственной гражданской службой


Между государством и обществом существуют сложные, часто противоречивые связи. Это слишком разные образования, чтобы совпадать. Государство охватывает в обществе лишь самое главное, всеобщее, универсальное, существенное для исторической судьбы, предоставляя остальное многообразие жизни самому обществу, его индивидам. В этом смысле понятие «гражданин» есть тоже лишь общеюридическая характеристика уникальных индивидуумов, объединенных данным государством. Поэтому, когда речь заходит о государственном управлении и государственной службе как его институте, необходимо учитывать, что названные явления рассматриваются в рамках и пределах сущности современного демократического государства и общества.

Государство по отношению к обществу выполняет (и должно выполнять) важные функции. Государство обеспечивает:

-целостность и сохранность того общества, формой которого оно выступает; это политическая функция, призванная преодолевать раскол, разброд и конфликты в обществе, сводить противоречия и непримиримости к сосуществованию и разрешению в рамках и посредством законов;

-права и свободы каждого человека и гражданина – это социальная функция государства. «Признание государства, - писал ещё в 30-х годах XX века И.А,Ильин, - состоит в том, чтобы при всяких условиях обращаться с каждым гражданином как с духовно свободным и творческим центром сил, ибо труды и создания этих духовных центров составляют живую ткань народной и государственной жизни»;

-создание организационно-правовых предпосылок упорядоченной и эффективной экономической деятельности общества; это экономическая функция государства, состоящая в развертывании факторов развития производительных сил страны;

-поддержание свободы, суверенитета и исторического существования народов своей страны в рамках мирового сообщества – это международная функция.

Из вышесказанного следует, что государственное управление представляет не вмешательство во всё и вся, а именно и только целенаправленное (т.е. продуманное, сознательное), организующее и регулирующее воздействие государства (его органов) на системообразующие, «болевые», «критические» точки общественной жизни, призванные придавать ей целостность, согласованность и социальную эффективность.

Ведь хорошо известно, что может обладать значительными природными ресурсами, создать развитую производственную и энергетическую базу, демонстрировать миру разносторонний и неординарный интеллектуальный потенциал, иметь достаточно кадры и мировые достижения, но в общем не способным решить свои проблемы. И причина этого в слабости, инертности, дезорганизованности государственного управления, которое не способно объединить имеющиеся ресурсы в динамичную и рациональную систему.

Вне всякого сомнения, в России имеется достаточные ресурсы и резервы(да они имелись всегда, в т.ч. и в СССР) для коренного изменения в лучшую сторону. Но все упирается в уровень управления, особенно, государственного, который у нас продолжает оставаться низким. Зачастую оно замкнуто в своих локальных, внутривластных интересах и интригах, редко вторгается в реальную жизнь людей. Причем это во многом зависит не от должной ориентации государственных органов, а от личности отдельных руководителей.