Экономическая энциклопедия

Российская библиотека

About Guides FAQs

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Кадровая политика в государственной гражданской службе

Кадровая политика в государственной гражданской службе. Подготовка кадров государственной службы


В условиях, когда в России определяются и уже во многом определились пути выхода из кризиса, когда появились первые ростки устойчивого развития, одной из главных стратегических задач становится эффективное использование имеющихся в стране человеческих ресурсов, повышения профессионализма кадров. В связи с этим разработка научно обоснованной государственной кадровой политики стала насущной потребностью российского общества, предпосылкой укрепления государства, преодоления унитаристского мышления и введения вместо командных правовых методов управления.

Сегодня от уровня профессионализма, деловитости, прогрессивных ориентаций и нравственности кадров , их созидательной активности в решающей степени зависит динамизм рыночно-демократических преобразований, формирование новой российской государственности и современного гражданского общества.

Государственная кадровая политика – это выражающая волю народа стратегия формирования, развития и рационального использования трудовых ресурсов страны; это система официально признанных целей, задач, приоритетов и принципов деятельности государства по регулированию кадровых процессов и отношений. Они, в свою очередь, определяют критерии отбора, оценки и ротации кадров, пути совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, формирования свободного рынка труда, рационального использования кадрового потенциала.

Каковы же необходимые предпосылки и источники разработки новой кадровой политики?

1.Наличие научных принципов познания социальных явлений (системность, историзм, социальная направленность и др.), критичное осмысление и творческое применение накопленных знаний в области управления и кадровой деятельности. Научный подход требует реалистической оценки состояния кадрового корпуса, признания сложности, взаимообусловленности и противоречивости всех кадровых процессов. Кадровые вопросы надо решать в комплексе и в системе, а не односторонне, в угоду какой-либо политической конъюнктуре, амбициям отдельных лидеров.

2.Способность к критическому анализу отечественного и зарубежного опыта работы с кадрами, реальному осмыслению его позитивных и негативных сторон, возможной адаптации этого опыта к нашим условиям, т.е. с учетом культуры, традиций, особенностей менталитета россиян.

Разве можно, например, не учитывать, что в России всегда были сильны позиции государства в формировании и использовании кадров, особенно чиновничества?

Семь десятилетий кадровая политика была партийно-государственной. Она носила узкоклассовый и идеологизированный характер, соответствуя той политической системе, тому государственному которому служила. Без нее не могла бы функционировать партийно-советская административно-командная система управления. Она в значительной степени аппаратной, жесткоцентрализованной, активно обслуживала текущие социально-экономические компании, плохо решала прогностические задачи.

Подбор и расстановка руководящих кадров осуществлялись через формально-бюрократический институт номенклатуры партийных комитетов при слабой её открытости и демократичности. Разработка кадровой политики, как и важнейшие рычаги её реализации, была монополией одной партии, которая использовала кадровую политику для сохранения и упрочения своего политического господства.

Недостатки партийно-советской модели кадровой политики особенно негативно проявились в период застоя. «Закостенение» кадрового корпуса, отсутствие систематического притока новых сил, перерождение руководящего состава (политическое, нравственное и др.), уравниловка в оплате, отчуждение человека от результатов его труда стали одной из причин кризиса общества. Даже Компартия РФ в одном из своих программных заявлений признала, что «самый большой урон российскому обществу принесла «порочная кадровая политика».

Конечно, следует учитывать, что при всех ошибках и недостатках прежняя кадровая политика была достаточно активной. Именно тогда сложилась довольно стройная система с управленческим кадрами (их подбор и расстановка, партийно-гражданский контроль и привлечение к ответственности, воспитание в духе социалистических ценностей, политическая подготовка и повышение профессиональной квалификации руководящих кадров всех уровней и т.д.), что сыграло немаловажную роль в формировании высокого научно-производственного и кадрового потенциала Советского Союза. Поэтому важно найти в кадрах и кадровых процессах то, что сцепляет прошлое, настоящее и будущее, обеспечить преемственность позитивного опыта.

Много полезного, поучительного имеется в работе с кадрами в зарубежных странах, особенно в сфере государственной службы, в крупных финансово-промышленных корпорациях, частнопредпринимательских структурах.

В то же время необходимо подчеркнуть, что высокоэффективные кадровые технологии кадровых процессов реализуются в условиях высокой социальной обеспеченности кадров, развитой демократии и правового регулирования кадровых процессов, устоявшихся традиций, учета общественного мнения, поэтому не всегда могут быть перенесены на российскую почву.

К тому же, поскольку Россия – евро-азиатская страна, на нее велико влияние и организационно-управленческого опыта Востока. Это нужно учитывать.

3. Непредубежденный учет современных реалий и потребностей государства. Это, пожалуй, главная предпосылка. Именно практика, анализ количественного и качественного состава кадров позволяют судить об эффективности тех или иных идей, новаций, дают материал для выявления новых тенденций и потребностей.