Зарубежный опыт государственного и муниципального управления
Понятие, типология и системные характеристики государственного управления
Первые системы государственного управления примерно появились 5-6 тысяч лет назад (древний Египет, древний Китай). В настоящее время государственное управление - это конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти имеющую функциональную специфику управления .
Это исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственно-экономическими, социальными и другими жизненно важными сферами государства.
Система государственного управления - это целостная структура, состоящее из следующих уровней: центрального уровня управления, регионального уровня и муниципального уровня.
Государственное управление имеет специфические признаки :
Ø линейность;
Ø субординацию;
Ø включенность в механизм жизнеобеспечения деятельности государства.
В современном мире существует три типа системы государственного управления :
Ø - монократическое , которое имеет высокоцентрированный характер , находящийся в руках одного органа . Самоуправление в таких системах не допускается . .
Ø - сигментарная , при сигментарой форме нет развитой системы взаимных здержек и противовесов между ветвями власти .
Ø - монотеократическая , сосредоточение в одних руках государственной и духовной власти ( Ватикан , Иран, Израиль ) .
Для государственного управления, системное представление его компонентов, элементов и их взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение . от того , что понимается под системой государственного управления , какие и в каком порядке включаются в нее управленческие проявления , как они соотносятся между собой и приводятся в реальное взаимодействие , зависит почти все , что ассоциируется с государственным управлением . Следует выделить логическую схему, посредством которой раскрываются различные аспекты системы государственного управления.
Прежде всего имеется в виду взаимосвязь субъекта государственного управления (государства) с управляемой общественной системой (управляемыми объектами). Однозначно можно сказать, что субъект государственного управления не может существовать без соответствующих управляемых объектов и только в совокупности они могут образовывать систему государственного управления . Последняя призвана обязательно охватывать :
Ø организацию и функционирование субъекта управления - управляющую систему;
Ø структуру взаимосвязей управляющей системы с общественной системой - управляемыми объектами;
Ø компоненты общественной системы или их отдельные проявления, которые создают во взаимосвязи структуру управляемой системы и непосредственно воспринимают государственно - управляющие воздействия либо участвуют в их формировании.
Особенности накладываются характером взаимосвязей между субъектом и объектами государственного управления, из -за чего система субъективно - объективных зависимостей характеризуется в широком и узком смысле слова.
В широком смысле : субъект управления ( государство как управляющая подсистема ) - взаимодействия ( подсистема прямых и обратных связей ) - общественная система ( подсистема компонентов общества , подверженных государственному управлению ) В такой системе субъект управления ( государство ) определяет государственно - властный характер и преимущественно правовую форму взаимосвязи и взаимодействия соответствующих сторон .
В узком смысле, как уже непосредственно реализуемое , практически осуществляемое управление ,система субъективно - объективных зависимостей включает в себя : субъект управления - воздействия - управляемые объекты , где преимущество находится на стороне субъекта управления , а управляемые объекты воспринимают его решения и действия и трансформируют их в процессе собственного функционирования.
Система субъективно - объективных зависимостей проявляет себя не только при формировании и реализации управления как определенной целостности: в каждом управленческом акте, действии, отношении она объективно обуславливает и предполагает присутствие трех элементов:
Ø - субъекта управления или его отдельного управляющего компонента;
Ø - создаваемого и реализуемого им управляющего воздействия;
Ø - объектов воздействия в виде, главным образом, деятельности организаций, учреждений , предприятий, отдельных граждан .
При описании системных связей государственного управления надо учитывать, что перечисленные элементы сами обладают сложной , многоуровневой и иерархической организацией , проявляют себя в виде определенных подсистем:
Ø - подсистема целей,
Ø - функциональная структура,
Ø - организационная структура,
Ø - подсистема управленческой деятельности,
Ø - подсистема основополагающих ценностей, идеологий и принципов .
Систему связей во всем многообразии трудно изобразить схематически , но каждый, кто теоретически или практически связан с управлением, должен знать , что с какими бы единичным элементом управления он ни имел дело - компетенцией государственного органа , формами и методами его деятельности, его решениями или организационными мероприятиями - этот элемент вписан через группу однозначных элементов в систему других элементов государственного управления .
Правильное (системное) «видение» государственного управления предполагает усвоение той истины, что среди элементов нет ни одного, который мог бы сам по себе содержать сущность государственного управления и решать какую -либо управленческую задачу.