Введение. Понятие качества.
Понятие качество введено 2500 лет назад Аристотелем, который давал три его трактовки:
1. Качество – это существенная определенность объекта, в силу которой он является данным, а не другим объектом (качество как философская категория).
2. Качество – это один из существенных признаков, свойств и особенностей, характеризующих данный объект (качество как свойство продукции, например масса, цвет).
Свойство согласно ГОСТ 15467-79 – это объективная особенность продукции, которая может проявляться при её создании, эксплуатации и потреблении.
3. Качество – это совокупность свойств объекта, проявляющихся в процессе его использования по назначению.
Определения качества, которые давали учёные:
§ В. Шухарт, 1931 г.: «Качество имеет два аспекта, во-первых, это объективные физические характеристики (свойства), а во-вторых, субъект – аспект насколько вещь хороша»
§ К. Ишикава, 1950 г.: «Качество – это свойство, реально удовлетворяющее потребителей»
§ Д. Джуран, 1979 г.: «Есть два аспекта качества: пригодность для использования и степень удовлетворенности потребителей»
Определение качества в стандартах:
§ ГОСТ 15467 – 79 «Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения»
Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определенным требованиям в соответствии с её назначением.
§ ИСО 8402-94 «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь»
Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным и предполагаемым потребностям.
§ ИСО 9000:2000 «СМК. Основные принципы и словарь»
Качество – степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования.
На данном этапе развития управления качеством продукции вводят понятие качество жизни.
ВЫВОД: качество существует необъективно, а лишь с позиции некоторого лица, называемого потребителем.