Введение
Банковская система Российской Федерации — одна из сфер в экономике, которая находится под пристальным вниманием как государственных институтов, которые устанавливают правила осуществления деятельности в этой области, так и тех, кому она необходима для нормального функционирования.
Вместе с кардинальными изменениями, произошедшими на постсоветском пространстве, слово «банк» вошло в жизнь практически каждого человека.
С одной стороны, это связано с развитием малого бизнеса в стране, когда создается множество мелких самостоятельных хозяйствующих субъектов, и каждому из них требуется как минимум ведение банковского счета. Зачастую кроме данной услуги небольшие частные фирмы нуждаются в финансировании, т. е. в получении банковских кредитов, а также в других услугах.
С другой стороны, для крупного бизнеса банки и другие кредитные организации необходимы как организации, с помощью которых можно организовать сложные операции на финансовых рынках, связанные с банковским обслуживанием крупных внешнеторговых сделок, с осуществлением особых специфических форм финансирования, с проведением эмиссионных и других операций с ценными бумагами.
Для населения важное значение имеет широкое внедрение безналичных расчетов в современных формах, как например, применение банковских карт при расчетах работодателей по заработной плате с сотрудниками, их применение в сфере торговли и предоставления услуг, а также использование банковских карт в расчетах через Интернет. Насыщение рынка различными товарами, увеличение спроса населения на товары длительного пользования привели к росту спроса на банковские кредиты для целей потребления.
Огромную роль в развитии банковской системы играет усиливающаяся конкуренция на рынке банковских услуг. Именно конкуренция вынуждает банки уделять первостепенное внимание развитию, совершенствованию и модернизации с применением современных достижений в области высоких технологий, а также повышению качества обслуживания. Качество обслуживания напрямую зависит от спектра банковских услуг, поэтому важно сделать их востребованными, доступными, отвечающими возрастающему уровню жизни и соответственно уровню требований, а также высокому ритму жизни современного человека. На уровень обслуживания влияют также и профессиональные качества банковских работников. К специалистам банка предъявляются высокие требования по их подготовке, уровню компетентности в вопросах, касающихся служебных обязанностей.
Одновременно с расширением сети банков появляется и необходимость более ответственного контроля за их деятельностью со стороны Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и Правительства РФ через создание более совершенного эффективного механизма управления банковской системой в целях обеспечения ее устойчивости, надежности и стабильности. От стабильности банковской системы во многом зависит и стабильность в стране в целом.
Дисциплина «Банковские операции» направлена на рассмотрение и изучение различных направлений деятельности коммерческих банков, роли Банка России как института, осуществляющего надзор за кредитными организациями.
Курс «Банковские операции» в соответствии со стандартами образования включает восемь глав. В каждой главе рассматривается отдельное направление деятельности коммерческого банка. Каждая глава заканчивается перечнем основных нормативно-правовых актов, относящихся к данному направлению банковской деятельности. При самостоятельной работе в процессе обучения, а также при выполнении курсовых работ необходимо анализировать соответствующие документы из перечня и использовать рекомендуемую литературу. Некоторые дополнительные материалы приведены в разделе Приложения.
Курс «Банковские операции» тесно связан с дисциплиной «Учет в банках», а также с дисциплинами по изучению порядка совершения различных банковских операций с применением специальных компьютерных программ.