В основу идеологии бизнеса изначально должны были быть заложены принципы гуманизма, справедливости и духовности. Было бы кощунством пренебрегать самой высокой ставкой - человеческой жизнью или превращать интересы дела в заложников своих предубеждений. Не приемлемо и другое - подчинять свое действие только идейным установкам кого-то или отменять собственные мировоззренческие убеждения ради мимолетной выгоды. Для бизнесмена человек не есть носитель какой-то абстрактной идеи и системы, а, как говорили древние греки: «мера всех вещей и ценностей».
Рыночная экономика нуждается в экономической и нравственной позиции, которая могла бы быть адекватной новой ситуации в отношениях и взаимодействии людей, как партнеров и контрагентов при осуществлении совместного бизнеса. Суть ее проявляется в трех измерениях:
истинности, выверенное ценностных ориентиров позиции;
индивидуальной предприимчивости, в настоящей изворотливости и практичности, рациональности;
конкуренции интеллектов.
В бизнесе важно верно определить как, в каких масштабах и с кем вести дела, превратить деловые связи в прочные, выгодные для общества структуры и совместить принципы обратной связи и преемственности в деловом взаимодействии. Такое взаимодействие в бизнесе человеку нужно для реализации некоего набора потребностей, достижения желаемого качества жизни. А уж когда материальные нужды или ценности в какой-то степени будут удовлетворены, тогда приобретенное становится далеко недостаточным для человеческого развития и «индивидуального роста» - человек ищет моральное удовлетворение. Его даст только творчество, работа по призванию, стремление что-то оставить после себя. В большом бизнесе это достигается за счет преданности своему делу, стремления к профессионализму, ориентации доказать силу своего авторитета, за счет продуктивной работы и нового синтеза этики бизнеса и мотивации человека.
Предпринимательская этика - система моральных и нравственных норм, практика поведения предпринимателей в соответствии с идеями о должном, о добре и зле в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, нацеленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности.
Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются, как правило, с потребителями, поэтому и государство защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей или собственников дела связаны с наемными работниками. Особое значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом. Предприниматель должен соблюдать этикет и овладеть навыками корректного поведения (правила представления и знакомства, правила проведения деловых контактов, правила поведения на переговорах, требования к внешнему облику, требования к речи, культура служебных документов) > Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует.